Ботайская культура
Ботайская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана.
Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. В 1980 году у села Никольское (Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора Зайберта нашла Ботайское городище.
Материальная культура
Основными материалами были камень, кость и глина. Основные занятия — коневодство, охота и рыболовство. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад.
Для ботайской культуры была характерна развитая индустрия каменных орудий. Среди них выделяются кремнёвые ножи и копья, разнообразные наконечники стрел. Костерезное ремесло также было весьма популярным. Особую группу в числе найденных артефактов составляли фаланги лошади с гравировкой в виде насечек и геометрических фигур.
В. Ф. Зайберт отмечает, что часть находок очень близка заманбабинскому типу, известному в Средней и передней Азии. Примечательной является уникальная бусина длиной 3,5 см и диаметром 4 мм, в крохотном отверстие посередине которой после изучения под микроскопом обнаружилась ниша в виде пещерки.
Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. В последующие эпохи среднего и позднего бронзовых веков Урало-Казахстанского региона никаких явных следов преемственности от ботайской культуры не наблюдается. Кризис культуры в конце 3 тысячелетия связывают со сложной для евразийских степей климатической фазой и усилением сухого климата.
Одомашнивание лошади
С ботайской культурой связывают начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад. П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей. По данным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах[. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели направленную селекцию, позволяя скрещиваться с дикими сородичами.
Финский лингвист А. Парпола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами. В то же время, по мнению В. В. Напольских, это
слово происходит от пратохарского *l(ə)wa («добыча; скот»).
Вместе с тем некоторые учёные высказывают сомнения в концепции Зайберта, базирующейся на неоднозначно трактуемых находках — в частности указывается, что у двух найденных предметов в виде костяных стержней с утолщениями посередине, трактующихся как псалии, отсутствуют просверленные отверстия, необходимые, чтобы пропустить ременные натяжители. Также упоминается отсутствие надёжных свидетельств стойлового содержания лошадей. Повреждения, наблюдаемые в зубах ботайских лошадей скорее всего вызваны естественными нарушениями развития зубов и износом, а не контактом с оборудованием для уздечки.
https://vestiakmola.kz/ru/wp-admin/post.php?post=129&action=edit