Повышение доходов От фермерской корзины – к производству
– Захотелось видеть результаты своего труда, в руках подержать, на вкус попробовать, – так руководитель сельскохозяйственного производственного кооператива «Фермерская продукция» Адильжан Нугманов объяснил почему 10 лет назад решился кардинально изменить свою жизнь.
До этого: «все как у всех». Куда стремились попасть на работу выпускники начала 2000-х? Ну конечно, в адвокатуру, банковскую, финансовую сферы. Не избежал этого и Адильжан Бауржанович. Так что после окончания кокшетауской школы-гимназии «Тандау» поступил в известный, престижный «Нархоз». Дальше – банковский работник. Жил и работал в Алматы. Семья, квартира, перспективы карьерного роста…
Но, отметив свое 30-летие, в 2012 году жизнь свою кардинально изменяет. Переезжает в Нур-Султан, вместе с другом-партнером берет в Буландынском районе в аренду землю, технику, сеют зерно.
– Урожай получили неплохой, с реализацией проблем не было, – говорит он об этом периоде своей жизни. – Сеяли несколько лет, все получалось, в убытке не были.
В 2015 году вступает в силу Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах», а в 2016 году Адильжан Нугманов регистрирует СПХ «Фермерская продукция». Надо сказать, что семь лет для такого объединения – срок немалый. Поначалу при поддержке государства кооперативов было организовано множество, но большинство просуществовали недолго.
«Фермерская продукция» – не только выстояла, но сейчас ее руководители переходят на новый этап: из розничной торговли – в сегмент среднего бизнеса, связанного с переработкой сельскохозяйственной продукции.
Началось все с кооператива, в который вступили 16 ЛПХ и четыре фермерских хозяйства. Вступительный взнос за эти годы не изменился: 10 000 тенге. И больше – никаких затрат. Приедут, молоко, сметану, творог, мясо птицы закупят. Причем по цене, что «выше среднерыночной». По словам Адильжана Бауржановича, если в этом году представители знаменитой молочной компании «FoodMaster» закупают молоко по 150 тенге за литр, то «Фермерская продукция» — по 200.
Но и для потребителя конечная стоимость тоже выше средней. При этом спрос превышает предложение. И дело, видимо, не только в растущей платежеспособности определенно части покупателей, но и в том, что постепенной меняются приоритеты в питании: от «больше, дешевле, сытнее..» к «пусть меньше, но свежее, полезнее, натуральнее…».
– Все чаще просят привезти не цельное молоко, а сыворотку, обрат. По саумалу «с ума сходят». А в период пандемии желающих особенно много было. Сейчас берут для послеоперационных больных, кому иммунитет надо усилить, – рассказывает Адильжан Бауржанович. – За однодневные куриные яйца вообще готовы дорого заплатить. Как и за курочку от одной нашей поставщицы из поселка Шортанды. Говорят, что такой золотистый бульон только из нее получается.
Все это хорошо. Но мы-то знаем, что саумал – парное кобылье молоко – еще теплым выпить надо, однодневные яйца таковыми остаются не более 24 часов, а хозяйке непросто приготовить к назначенному сроку ровно столько кур, сколько закажут.
Так что можно представить, насколько отлажен алгоритм: поставщик-покупатель. И насколько высоко доверие покупателей, если в назначенное время они не просто с банками, с кружками стоят, чтобы выпить парное молоко «не отходя от бочки».
Шли к этому годами. Начинали с интернет-торговли: принимали заказ: «2 литра молока, 500 г творога, 2 кг парной говядины…», доставляли фермерскую корзину по адресу. Очевидно, что наполнить ее было непросто. Поставщики нужны надежные, стабильные. А с некоторыми членами кооператива пришлось расстаться. «Молочники» хорошо знают, каковы последствия плохо обработанного коровьего вымени, а уж если хоть грамм навоза в молоко попадет, для сыроваров – катастрофа. Фирма же центнеры молока на сыроварни поставляла, рестораны и кафе из их молока тоже свой сыр варили.
– С фермерами работать надежнее: молокопроводы хорошо промываются, но и у них бывают сложности, – Адильжан Бауржанович, говорит о проблемах, с которыми сталкиваются руководители всех СПК. – Бывает, скот болеет, с кормами проблемы… Да и устают люди, сложно к назначенному времени приготовить продукции ровно столько, сколько нужно.
Но все это преодолимо, создание кооперативов – надежный путь повышения доходов сельчан. Но в том случае, если создают их люди грамотные, владеющие правилами маркетинга, желающие и умеющие работать. И, что немаловажно, не стремящиеся получить «все и сразу».
– Маржа у нас минимальная, – делится руководитель кооператива Нугманов. – Надежнее – объем закупок увеличивать.
Начинали организаторы «Фермерской продукции» с двух термосумок и личных автомобилей. Чуть позже в кооператив вступил фермер со своим молоковозом, у другого – бочка прицепная.
Сейчас есть свои торговые прицепы, столичный акимат выделил землю для тороговых площадок. Уже не только поставщики, но и покупатели временем проверены.
К началу переработки шли годами, сейчас для перехода на новый этап есть и опыт, и средства. На выделенных акиматом Целиногадского района 50 сотках земли строятся складские помещения с необходимым температурным режимом, два цеха для переработки молока. На сметану и творог – спрос большой. На обрат и сыворотку, которыми на сельском подворье телят поят, – не меньше.
А это значит, что и рабочие места появятся, и закупочные цены вырастут и хозяйств, желающих стать членами кооператива станет больше.
Нина МИТЧИНОВА.
Целиноградский район.
https://apgazeta.kz/2022/07/08/ot-fermerskoj-korziny-k-proizvodstvu/